«Птичье перо» – именно так переводится с английского слово quill, давшее название популярному в наши дни направлению рукоделия – квиллингу. И действительно, изяществом, многомерностью и удивительной архитектурой лучшие изделия в этой технике не уступают такому сложнейшему творению природы, как птичье перо.
Причем, вопреки мнению многих поклонников handmade, квиллинг как стиль – вовсе не дитя нашего тысячелетия: он зародился в Европе на закате Средневековья. Некоторые образцы творчества гранд-дам XV-XVII веков до сих пор покоятся в лучших музеях Старого Света. Видимо, уже тогда рукодельницы умели ценить и грамотно подбирать материалы для квиллинга. Актуальна эта тема и в наши дни, когда все необходимое для художественного творчества производится массово, и в таком разнообразии очень важно найти то, что лучше всего подходит той или иной технике.
Для начала определимся, какие конкретно материалы и инструменты для квиллинга нужны в домашней мастерской. Поскольку квиллинг – ни что иное, как создание объемных поделок из крученой бумаги, последняя и является основным сырьем для данной техники. Как правило, в ход идет бумага с особыми свойствами, нарезанная полосками длиной до полуметра и шириной от 3 до 7 мм. Как показал многолетний опыт, именно такой формат наиболее удобен и востребован поклонниками квиллинга. Из полосок формируют наборы по 80-120 штук – разноцветные (по 4-5 цветов в комплекте) или выполненные в одной тональности. Благодаря фантазии и терпению мастера, из подобной бумаги можно получить самые искусные плоские или объемные поделки. Причем технология квиллинга весьма демократична и универсальна – она позволяет создавать как более или менее ординарные аппликации небольшого формата, так и сложные, многоплановые жанровые композиции, причем в качестве авторов способны выступать как дети, так и креативно настроенные взрослые.
Помимо бумаги, любителю квиллинга может потребоваться гофрокартон, который в рамках данной техники решает несколько задач. Он выступает как в качестве самостоятельного художественного материала со специфической фактурой поверхности (гофр сам по себе весьма изящное творческое решение), так и в банальной роли ребра жесткости или опорного элемента. Кроме того, гофрокартон может использоваться как оригинальная замена ватману, картону или оргалиту в качестве подложки для приклеивания декоративных бумажных элементов панно.
Нередко гофрокартон, наряду с прочими необходимыми материалами и инструментами для квиллинга, уже включен в комплект, чтобы облегчить любителю рукоделия (в первую очередь – начинающему) поиск необходимых ресурсов для творчества. Некоторые такие наборы снабжаются еще и более или менее подробной инструкцией со схемами изготовления отдельных деталей и алгоритмом создания аппликации.
Неотъемлемым материалом квиллингиста является клей. Требования к нему элементарны – он не должен изменять цвет и коробить декоративные элементы, в то же время надежно фиксируя их и обеспечивая жесткость и прочность конструкции. Всем этим требованиям отвечает даже бытовой ПВА, но специальный виниловый состав для квиллинга, как правило, надежнее. Где клей, там, конечно, и кисти. В бумаговерчении используют ординарные клеевые кисти с коротким и достаточно жестким ворсом. Заменой клею, дублирующим его фиксирующим элементом, а порой и самостоятельным художественным средством в квиллинге выступают специальные декоративные скрепки с разноцветными головками.
Конечно, прежде чем клеить и объединять заготовки в единую живописную композицию, их нужно сделать. И для этого существует богатый арсенал специальных инструментов, включающий как сравнительно простенькие по конструкции шаблоны для завитков, гребни, пинцеты и металлические или деревянные стержни с фиксирующими прорезями, так и более сложные механизмы вроде горф-машинок или устройств для нарезания бахромы.